Стать свидетелем школьной травли: разбор ситуации
Ситуация:

Семья Игоря (имя изменено) переехала в другой район, в связи с чем мальчику пришлось сменить школу.

«Практически сразу я понял, что в новом классе есть парень до которого все докапываются. Его обзывают, передразнивают и смеются над ним. Однажды я увидел, что несколько парней зажали его в углу, и один из них ударил его в живот. Меня приняли нормально, в целом отношения с одноклассниками складываются без проблем. Мне жалко этого парня, но я боюсь, что если заступлюсь за него, то друзей у меня в классе не будет, или начнут издеваться уже надо мной. В старой школе такого не было. Конечно были ребята, над которыми прикалывались, но так откровенно и жестко никого не буллили, а тут прямо физически издеваются. Я не знаю, как поступить, с одной стороны, я хочу что-то сделать, а с другой — боюсь быть следующим"

А у вас ничего не получается… Пробовали и стихи писать, и в приют ходили, и фото в рекламные кампании посылали — безрезультатно… Еще и родители за ужином не упускают возможности похвалить брата, соседа, одноклассника и поставить их заслуги вам в пример. Чувствуешь себя белой вороной, и пытаешься заняться тем, чем занимаются брат, сосед, одноклассник — но результатов особенных нет…

Чтобы чувствовать себя счастливым и уверенным, нужно выбирать свой путь, учитывая индивидуальные черты и особенности. Начинайте пробовать то, что вам нравится: не то, что делают другие, а что привлекает именно вас. Даже если не зацепит ни один из вариантов, у вас сложится определенный опыт и понимание того, что вам не подходит, и тогда будет проще определиться с тем, чего вы хотите.

Комментарий психолога Детского телефона доверия:

Историй, как у Игоря, достаточно много — на Детский телефон доверия часто поступают звонки от ребят, которые стали свидетелями школьной травли.

Буллинг может случиться в каждой школе, даже в самой образцовой. Игорь четко понимает, что одноклассника травят давно. Но ему страшно открыто его защитить, поставить на место обидчиков, ведь таким поведением он может спровоцировать агрессию и негативное внимание в свою сторону. Главный вопрос Игоря психологам: "Как помочь парню и при этом не навредить себе?"

Положение Игоря усложняется тем, что он новенький и пока не чувствует себя в классе уверенно и безопасно. Поэтому мы задали ему вопросы о первых днях в школе, предложили подумать о том, как ему удалось вызвать симпатию и завести приятельские отношения в классе с первых дней учебы. В процессе разговора Игорь осознал, что у него есть преимущества и сильные стороны — он умеет уверенно держаться в общении, занимается модным направлением уличного танца, хорошо учится, не хайпует и уважительно относится ко всем ребятам в классе. Это понимание придало Игорю уверенности, помогло меньше волноваться о себе и перестать запугивать себя возможностью стать новой жертвой.

Дальше было важно выбрать подходящую стратегию по остановке буллинга. Все свидетели травли без исключения испытывают страх и сомнения, это естественная реакция, каждый хочет себя защитить и избежать проблем. Кажется, что если промолчать, сделать вид, что не замечаешь происходящего, встать на сторону агрессора — ты будешь в безопасности. К сожалению, это иллюзия — угроза стать следующим остается до тех пор, пока в классе принято травить.

Мы объяснили Игорю, что его вмешательство в ситуацию может не только спасти одноклассника от травли, но и предотвратить появление в классе новых жертв. Дали важную рекомендацию: не брать всю ответственность на себя и не действовать в одиночку — найти поддержку в своем окружении: среди одноклассников, которые разделяют его позицию, родителей, учителей, друзей за пределами школы, привлечь школьного психолога.

Поначалу Игорю было довольно сложно придумать, кто может ему помочь. Будучи новеньким, обсуждать открыто ситуацию с одноклассниками, он опасался. Родителей, занятых переездом и новой работой, беспокоить не хотел. Однако, в процессе разговора с нами, он понял что без помощи взрослых не обойтись и их поддержка может быть важной для решения проблемы в классе.